Направления деятельности некоммерческих организаций в социальном сервисе

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Представленный перечень целей некоммерческих организаций соответствует задачам реализации деятельности по экономическому медиаторству.

Период массового становления российских некоммерческих организаций – более 10 лет в историческом плане небольшой. Однако его значимость для институционального развития страны трудно переоценить. Одна из проблем, тормозящая эффективную работу некоммерческих организаций, – технологическое несовершенство и неполнота базы правовой информации, которой некоммерческие организации обладают сегодня.

В последнее время количество некоммерческих организаций в России резко возросло, изменился и их качественный состав. Деятельность некоммерческих организаций бизнеса подчинена удовлетворению интересов хозяйствующих субъектов, что предполагает представительскую роль, роль медиатора в диалоге бизнеса и государства, обеспечивая необходимое продвижение политических решений в экономической политике государства. Государство также должно быть заинтересовано в развитии таких организаций, чтобы можно было конструктивно формировать и реализовывать экономическую политику, что предполагает разработку системы мер поддержки подобных организаций. Предоставление третьему сектору государственных и муниципальных средств может носить прямой и косвенный характер (прямое и косвенное финансирование третьего сектора). Прямое финансирование – это, например, оплата некоммерческой организации выполняемого ею социального заказа. Косвенным финансированием является предоставление льгот, т.е. освобождение от части платежей, главным образом налоговых, а также иных обязательств, которые организация должна была бы в противном случае нести по отношению к государственным и муниципальным органам.

Прямое содействие функционированию и развитию независимых некоммерческих организаций, осуществлению и совершенствованию их уставной деятельности выражается в мерах следующего порядка:

– предоставление независимым некоммерческим организациям налоговых льгот;

– предоставление налоговых льгот лицам, оказывающим материальную поддержку организациям третьего сектора;

– предоставление независимым некоммерческим организациям льгот неналогового характера (по аренде помещений и т.п.);

– бюджетное финансирование (субсидирование) деятельности и развития организаций третьего сектора (например, выделение средств на ремонт помещений созданного в форме автономной некоммерческой организации приюта для престарелых);

– безвозмездная передача государственного или муниципального имущества (зданий, сооружений, технических средств и т.п.) в собственность независимым некоммерческим организациям;

– предоставление льготных кредитов;

– информационная, консультационная помощь и другие формы поддержки.

Привлечение независимых некоммерческих организаций к разработке и реализации государственных и муниципальных программ производится в таких формах, как:

– координация деятельности и совместная разработка программ;

– размещение заказов на выполнение социальных услуг;

– поддержка проектов и программ независимых некоммерческих организаций в рамках государственных и муниципальных программ.

Развитие некоммерческих организаций, а также их взаимодействие с государственными и региональными органами власти является значительным резервом организационно-управленческой деятельности, который может быть задействован для решения задач формирования механизмов медиаторства и, тем самым, для решения задачи повышения институциональной устойчивости. Развитие самоуправления в экономике инициирует процессы самоорганизации и коллективизма, в ходе которых объединенные личные интересы (индивидуальные полезности) приводят к росту общественной полезности: экономии в потреблении ресурсов и сокращению бюджетных дотаций.

Перейти на страницу: 1 2 3 4