Направления деятельности некоммерческих организаций в социальном сервисе
Таблица 6. Направления деятельности и взаимодействия со структурами управления некоммерческих организаций
| Тип НКО | Принцип объединения | Взаимодействие с властью | 
| 1 | 2 | 3 | 
| НКО взаимопомощи | Объединяют людей по принципу общей беды или проблемы (прежде всего организации инвалидов, родителей больных детей и т.д.), демографическому или гендерному признаку, а также по характеру сексуальной ориентации | Властные структуры – источник финансовых и иных средств решения проблем членов этих организаций, в данном случае НКО – организованные потребители социальных услуг | 
| НКО клубного типа | Группы самосовершенствования, клубы по интересам | Нейтрально отношение с властями | 
| НКО социальной направленности (благотворительные организации) | Объединение граждан для ведения деятельности определенной социальной направленности, например, поддержка престарелых людей или многодетных семей | Взаимодействие с властными структурами – существенная часть их деятельности. Это может быть социальное партнерство (например, по социальному обеспечению или патронажу), т.е. более или менее равноправное сотрудничество с властью. Эти НКО более активно работают с бизнесменами, и иностранными дарителями | 
| НКО экологической или историко-культурной направленности | Защита окружающей среды в широком смысле, т.е. не только группы охраны природы, но и группы защиты памятников культуры и т.д. | Заинтересованы в сотрудничестве с властями. Их цель – решение тех же проблем, которые должны решать и властные структуры | 
| Правозащитные организации | Группы гражданского контроля, включая и контроль за действием исполнительной власти, власти, например, ее карательных структур или контроль за процедурой выборов и т.д. | Так как главная миссия – выявление случаев нарушения прав человека, защита этих прав и контроль деятельности государственных структур, то партнерство и сотрудничество с властью весьма проблематично, а иногда и просто нежелательно | 
Как видно из данных таблицы, деятельность некоммерческих организаций крайне разнообразна, и они по-разному могут взаимодействовать с существующими органами управления. Но основное их содержание – выражение интересов различных социальных групп и согласование этих интересов с существующими институтами управления и регулирования социально-экономических процессов.
Рассматривая процессы создания и развития медиаторства, необходимо отметить, что значимость данного явления выходит за рамки появления нового инструмента экономического управления и воплощает в себя более сложные и глубокие процессы, связанные с ростом институтов самоуправления в гражданском обществе, без которого не могут эффективно работать рыночные механизмы. Сам механизм некоммерческого хозяйствования является достаточно новым для отечественной экономики, и его необходимо развивать и совершенствовать. Применительно к развитию некоммерческих организаций в России сделан ряд важных шагов: принят Гражданский кодекс, федеральные законы «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях». Все это сейчас способствует созданию и развитию некоммерческого сектора в России. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческая организация может быть создана в различных организационно-правовых формах. Конкретный выбор формы зависит от целей, ради которых образуется некоммерческая организация, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования и др. Для реализации функций экономического медиаторства возможно использование различных форм некоммерческих объединений.