Анализ кадрового потенциала предприятия

На практике на предприятии не применяются специальные методы формы организации адаптации новых работников. Здесь осуществляется только подготовка кадров непосредственно перед принятием должностных полномочий.

Основным методом адаптации новых работников является непосредственное обучение кадров на рабочих местах. Присутствует только процедура введения в должность, представления руководством нового работника членам коллектива — как часть процесс обеспечения того, чтобы новые работники органично вписались в трудовой коллектив.

Функции работников, ответственных за адаптацию, выполняют руководители подразделений и служб, в которые был принят новый работник. В связи с этим не ведется сбор информации о состоянии адаптации новых работников.

Система обучения персонала

Основным методом воздействия на систему управления персоналом для обеспечения ее эффективности является обучение кадров (переподготовка и повышение квалификации).

Система переподготовки и повышения квалификации кадров должна быстро реагировать на изменения потребностей в рабочей силе и предоставлять работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами.

Ежегодно отдел кадров ЗАО «Марийское» составляет планы повышения квалификации работников, утверждаемые директором предприятия.

При этом отдел кадров обобщает потребность во всех видах обучения работников, формирует группы обучаемых, заключает договора с высшими, средними специальными и другими учебными заведениями на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров непосредственно на курсах. В случае повышения квалификации работником за пределами предприятия директором издается распоряжение о предоставлении работнику оплачиваемого рабочего времени на период обучения.

Основное профессиональное обучение персонала ЗАО «Марийское» осуществляется непосредственно на рабочих местах и включает в себя два этапа:

- первичную профессиональную подготовку;

- повышение квалификации (последующее углубление, расширение и дополнение ранее приобретенной квалификации).

При этом в зависимости от принятых целей, выделяются различные варианты повышения квалификации в соответствии, с которыми квалификация работника может быть: сохранена на прежнем уровне; углублена и расширена; приведена в соответствие с изменившейся обстановкой; доведена до уровня, требуемого для работы на новой, более высокой должности.

Повышение квалификации включает в себя такие формы и методы переобучения и повышения квалификации: курсы повышения квалификации, учебу на рабочем месте, и самостоятельно организованную учебу (чтение специальной литературы, обмен опытом, посещение выставок и др.).

Согласно кадровой политике, работники предприятия могут частично или полностью за счет средств компании повышать свою квалификацию путем обучения на различных курсах и в учебных заведениях.

Проведем анализ динамики показателей по повышению квалификации работников предприятия, в процессе которого изучим такие показатели, как:

- процент работников, обучавшихся в высших, средних, средних специальных учебных заведениях, в системе подготовки рабочих кадров;

- численность и процент работников, повышающих свою квалификацию;

- процент работников, занятых неквалифицированным трудом (табл. 3.14).

Таблица 3.14

Динамика показателей повышения квалификации работников ЗАО «Марийское»

Показатель

Годы

Структура, %

Отклонение %

2007

2008

2007

2008

2008 / 2007

Среднесписочная численность работников, чел.

861

960

100

100

111,5

Работники, окончившие учебные заведения,

в том числе

488

542

56

57

111,1

высшие

37

41

4

4

110,8

средние

158

169

18

17

106,9

средние специальные

293

332

34

35

113,3

Рабочие, окончившие

ПТУ

93

96

11

10

103,2

курсы

13

14

2

2

107,7

Рабочие, повышающие свою квалификацию

в том числе

14

15

2

2

107,1

сельскохозяйственные рабочие

13

14

2

2

107,7

механизаторы

1

1

0,1

0,1

100,0

рабочие вспомогательных производств

Работники, занятые неквалифицированным трудом

455

468

53

49

102,9

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5