Особенности социально-перцептивной компетентности

Актуальность исследования социально-перцептивной компетентности определяется тем, что процессы взаимного восприятия, их психологическое опосредствование (установки, стереотипы, аттитюды) влияют на психологический климат в группе, процессы группового сплочения и, как следствие, на эффективность совместной деятельности. Особое значение социально-перцептивная компетентность, как полнота и характер отражения субъектом психических и поведенческих особенностей отдельных членов группы, а также и себя самого, приобретает в сфере «человек-человек». В исследовании мы поставили вопрос о том, каковы особенности социально-перцептивной компетентности в группах, имеющих различные цели и условия деятельности, которые объединяют их членов.

Объектом исследования стали 2 группы: трудовой коллектив (состав менеджеров среднего звена ООО «Фора») и студенческая группа (3 курс специальности «Менеджмент» Российского Университета Кооперации). Мы предположили, что деятельность в учебной группе носит индивидуальный характер, поэтому студентам нет необходимости взаимодействовать с целью достижения общего результата, и как следствие, не развивается социально-перцептивная компетентность. В трудовом коллективе совместная деятельность детерминирует повышение уровня социально-перцептивной компетентности. На этом основании мы выдвинули гипотезу о том, что уровень социально-перцептивной компетентности в трудовом коллективе выше, чем в студенческой группе. Также мы предположили, что в обеих группах преобладает прагматический тип восприятия, т.е. индивид оценивает группу с точки зрения полезности и отдает предпочтение контактам лишь с наиболее компетентными источниками информации и способными оказать помощь.

В исследовании мы использовали диагностику перцептивно-интерактивной компетентности (модифицированный вариант Н.П. Фетискина) В результате обработки данных, было выявлено, что коммуникативной компетентность выше у членов трудового коллектива по сравнению со студенческой группой. Различия измерялись по Т-критерию.

Для определения типов индивидуального восприятия реальных малых групп была выбрана методика социально-перцептивной дифференциации малых групп. Из трех типов восприятия, как и предполагалось, доминирует прагматический (85% - трудовой коллектив и 90% - студенческий), меньшее число испытуемых имеют индивидуалистический (10% и 5%) и коллективистский (5% и 5%).

Социально-перцептивная компетентность предполагает и объективное восприятие себя, которое мы исследовали с помощью методики перцептивно-образной самооценки (В.В. Бойко). Главный акцент сделан на изучении устойчивости нейтральных и позитивных эмоциональных состояний в обычной, благоприятной и неблагоприятной ситуациях. Нормативная изменчивость была выявлена у большинства испытуемых в обеих группах (55,6% в трудовой коллективе, 60% в студенческой группе), приемлемая – у 20% и 23% соответственно. При помощи вторичной математической обработки был сделан вывод о том, что у большинства испытуемых в обеих группах преобладают адекватные эмоциональные реакции на жизненные ситуации, имеют коммуникативно-компетентную форму.