Основные цели и задачи процесса аттестации

Как и любой проект, аттестация начинается с определения цели. Правильно поставленная цель - необходимое условие построения системы и достижения результата.

Цель аттестации должна отвечать определенным условиям, таким как:

1. Цель должна быть четко сформулирована;

2. Цель должна быть измерима, то есть по окончании процедуры аттестации должен получиться результат в соответствии с целью. Например, если цель формулируется как "определение потребности в обучении", в результате ожидается получение перечня обучающих программ и список обучаемых.

3. Цель должна быть реалистична. Аттестация проходит в конкретной организации, существующей в определенных рыночных условиях.

4. Цель должна учитывать временной интервал. Мы должны определить, за какой период происходит оценка деятельности - за последний год, 6 месяцев, 3 месяца, за период работы над проектом. Все это позволит избежать разговоров как о прошлых, трехлетней давности, заслугах перед организацией, так и о случившемся пять лет назад конфликте.

5. Цель аттестации должна быть целью именно аттестации, а не подменять недоработки в других областях. Например, когда в качестве цели выбирают "определение уровня оплаты каждого работника относительно других работников", очевидно, что в организации отсутствует система оплаты труда (градация по должностям и внутри групп должностей, учет сложности труда, стоимость данной профессии на рынке труда). Аттестация никогда не сможет заменить другие составляющие системы управления персоналом.

6. Цель аттестации должна быть согласована и должна разделяться всеми сотрудниками, вовлеченными в процесс аттестации. Проблема определения и формулирования цели аттестации особенно актуальна сейчас, когда возникла своеобразная "мода" на аттестацию. С одной стороны, сильные организации ее проводят, другие не хотят отставать. С другой стороны, руководители, познакомившись с тем положительным эффектом, который был получен по результатам аттестации в других организациях, стремятся внедрять у себя передовые методы.

В теории аттестации выделяются три основные группы целей (таблица № 1).

Таблица № 1

Основные цели аттестации

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

ПОТЕНЦИАЛ

(РАЗВИТИЕ)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(текущая, за определенный прошедший период)

Изменение заработной платы

Изменение системы

поощрения (наказания)

Соответствие занимаемой должности (для последующих административных

решений)

Получение обратной

связи от сотрудников

Выявление потенциала сотрудников

Информирование сотрудников о том, чего ждет от них фирма

Развитие карьеры

Личное развитие

Корректировка планов организации

(способны ли наши

сотрудники выполнять изменившиеся

задачи)

Информация для

планирования человеческих ресурсов организации

Установление стандартов деятельности

Прошлая деятельность за определенный период

Достижение результатов за прошедший период

Потребность в обучении Выявление рабочих проблем

Улучшение текущей

деятельности

Важно не столько название группы целей, сколько то, что мы в него вкладываем. /7/

Аттестация персонала может быть нацелена на:

1. Принятие решений, связанных с изменением компенсационного па­кета, имеющих конкретные материальные последствия для работников:

1.1 Изменение заработной платы;

1.2 Изменение системы поощрения (наказания);

1.3 Повышение мотивации.

2. Принятие решений, связанных с развитием организации (приведение в соответствие человеческих ресурсов с планами организации):

2.1 Получение обратной связи;

2.2 Выявление потенциала;

2.3 Информирование сотрудников о том, чего ждет от них фирма;

2.4 Развитие карьеры;

2.5 Личное развитие;

2.6 Корректировка планов организации;

2.7 Информация для планирования человеческих ресурсов.

3. Принятие решений, связанных с оценкой текущей деятельности (положения) всей организации и выявлением рабочих проблем. При этом в ходе аттестации работника оцениваются:

Перейти на страницу: 1 2