Анализ современного состояния вопроса оптимизации управленческой деятельности

Использование педагогических возможностей системы дополнительного образования детей зависит от эффективности управленческой деятельности. Смысл ее состоит в создании необходимых условий для достижения желаемых педагогических и социальных результатов.

Оптимизация деятельности управленческого персонала предполагает наличие особых мер (методов и приемов работы) по адаптации организационной структуры к основным целям и задачам учреждения дополнительного образования; по формированию корпоративной культуры организации с учетом ее специфики; по поиску эффективных стратегий внутриорганизационного взаимодействия.

Выявлены и обоснованы психологические особенности деятельности управленческого персонала учреждения системы дополнительного образования, на формирование которых влияют: специфика целей и задач организации, характер содержания деятельности, внутриорганизационные отношения, организационно-управленческие позиции, ролевые характеристики, организационные воздействия, латентные связи.

Они же проектируют алгоритм продуктивного решения организационных (организация совместной деятельности; правильное распределение общей работы между персоналом; обеспечение точного выполнения каждым работником их обязанностей; согласованных, слаженных действий) и управленческих задач (реализация управленческих решений, планирование и контроль деятельности, осуществление нововведений, мотивирование сотрудников), обеспечивающих адаптированность учреждения к условиям внешней среды, достижение стратегических целей и удовлетворенность управленческого персонала своей деятельностью.

Доказательно представлено, что детерминантами эффективности деятельности управленческого персонала учреждения выступают особенности организационной структуры; личностно-профессиональные особенности и уровень профессионализма представителей управленческого корпуса; корпоративная культура организации, отвечающая ее миссии, целям, задачам и формирующая соподчиненность организационных и личностных ценностей руководителей; характер и стиль внутриорганизационного взаимодействия.

Показано, что особенности корпоративной культуры учреждения проявляются:

в деформации представлений об основном предназначении организации и ее миссии;

в отсутствии общего видения на стратегические цели;

в "веерности" мнений о путях развития организации и оптимизации ее управленческой структуры и личностно-профессиональных особенностях управленческого персонала, что ведет к изменению соотношения формальной и неформальной структур организации в сторону повышения роли неформальной структуры.

Организационная структура при этом становится частью общего жизненного пространства, являясь достаточно замкнутой системой, что также существенно влияет на людей, в ней работающих. Вместе с тем эти особенности, ограничивая в определенной мере выбор претендентов, обеспечивают более качественный отбор не только по профессиональным, но и по личностным качествам.

Выявлено, что к личностно-профессиональным особенностям управленческого персонала учреждений дополнительного образования относятся: типичность профессионального становления и карьерного роста руководителей в данном коллективе; деятельность в замкнутом коммуникативном, социальном, профессиональном и территориальном пространстве организации; стирание границ между профессиональной и личностной сферами жизнедеятельности.

Определено, что эффективность деятельности управленческого персонала может повышаться при условии своевременного специально организованного процесса оптимизации такой деятельности, направленного на сбалансированность организационной структуры, отработку конструктивных стратегий внутриорганизационного взаимодействия, формирование адекватной ценностям, целям и задачам организации корпоративной культуры, повышение профессиональной управленческой компетентности руководителей.