Четыре компонента модели организации

Для дальнейшей работы с проблемами очень удобно использовать достаточно распространенную модель "Культура - организация - люди - системы", представляющую собой набор взаимосвязанных компонентов компании.

Любая формулировка проблемы может быть отнесена к тому или иному элементу, при этом компоненты модели могут пониматься следующим образом.

Культура - характеристика и специфические особенности организационной культуры, т.е. комплекс принимаемых и разделяемых сотрудниками компании убеждений, верований, ценностей и основанные на этом наборе нормы организационного поведения и исполнения профессиональных обязанностей.

Организация - характеристика и специфические особенности построения процессов выполнения рабочих задач на уровне компании в целом, структурных подразделений и отдельных сотрудников.

Люди - характеристика и специфические особенности знаний, умений и навыков сотрудников организации, а также личные качества работников.

Системы - характеристика и специфические особенности разработанных и функционирующих технологий и механизмов, поддерживающих жизнедеятельность организации (система управления, финансовая система, кадровая система и т.д.).

Возможные решения проблемы могут лежать в разных областях. Практика организационного консультирования показывает, что в большинстве случаев для достижения эффективности необходимо принимать управленческие решения, затрагивающие большинство компонентов данной модели.

Особого внимания при принятии решений заслуживает также анализ формулировок проблем. Например, некомпетентность линейных менеджеров в вопросах управления может являться причиной несвоевременного обеспечения сотрудников необходимыми ресурсами для выполнения задач, при этом от них требуют реализации этих задач согласно установленным срокам. Проблема выстраивания отношений с подчиненными может быть связана как с низкой управленческой компетентностью руководителей, так и со спецификой организационной культуры компании.

Даже простые примеры наглядно демонстрируют сложность противоречий, существующих в организационной деятельности, и неоднозначность трактовок и интерпретации проблем людьми, вовлеченными по роду своей деятельности в те или иные трудные ситуации. Действительно, для того чтобы увидеть проблемы в функционировании, необходим "взгляд со стороны", которым может стать диагностика проблем компании, проводимая консультантом по управлению и организационному развитию. Она является необходимым этапом работ, входящих в комплекс мероприятий по развитию фирмы и направленных на осуществление изменений в компании. При этом решаются две важные, с точки зрения эффективности дальнейшей деятельности, задачи.

Структуризация так называемых проблемных полей организации, т.е. установление взаимных связей между корневыми, промежуточными и результирующими проблемами компании или ее структурного подразделения. Решение корневых проблем влияет на ликвидацию или снижение степени остроты результирующей и промежуточных проблем.

Установление межличностных отношений специалиста, осуществляющего организационную диагностику, с руководителями компании и ее структурными подразделениями.

Задачи, решаемые в процессе осуществления организационной диагностики, являются взаимосвязанными. Проблематика компании и ее подразделений определяется методом структурированного интервью, иногда используются опросные листы. Так или иначе, совместная работа позволяет выявить перечень проблемных, с точки зрения руководителя, ситуаций и служит средством выявления управленческой компетентности самого топ-менеджера, с одной стороны, и готовности к проведению и поддержке организационных изменений в своем отделе - с другой.

Перейти на страницу: 1 2