Компоненты корпоративной культуры

Корпоративная культура является важнейшей характеристикой современной организации, а также значительным резервом роста эффективности хозяйственной организации.

К основным компонентам корпоративной культуры относят следующие.

Деловая этика. Этика особенно важна для успешной управленческой деятельности.

Под этикой понимают совокупность этических норм и принципов, которыми руководствуется компания в сфере управления и предпринимательства. Характерной чертой всех хозяйственных организаций служит порядок поведения в сфере управления и предпринимательства – деловой этикет. Кроме того, в состав данного компонента корпоративной культуры входят: система детально проработанных и регламентированных правил поведения в различных деловых ситуациях, в том числе при приеме на работу, обращении к руководству, деловой переписке и деловом общении и т.д.

Тип совместной деятельности. Данный компонент корпоративной культуры представляет собой способ взаимодействия в процессе коллективного труда, способ организации коллективного труда. При этом различают несколько типов совместной деятельности:

совместно-взаимодействующий – тип, который характеризуется обязательностью участия каждого члена коллектива в решении общей задачи. При данном типе интенсивность труда исполнителей примерно одинакова, отдельные особенности их деятельности определяются руководителем, и они, как правило, мало изменяются. Эффективность совместной деятельности зависит от труда каждого участника;

совместно-последовательный – это тип, который отличается от предыдущего временным распределением. Отличительной чертой также является порядок участия каждого участника совместной деятельности в работе. Такая последовательность предполагает, что на первом этапе в совместную деятельность включается один участник, потом – второй, третий и т.д. Для каждого работника особенности деятельности задаются спецификой целей преобразования средства в конечный результат, которые характерны именно для этого участка процесса;

совместно-индивидуальный – тип, при котором, с одной стороны, деятельность является совместной, с другой – взаимодействие между участниками труда минимизируется. В данном процессе каждый участник выполняет свой объем работы. Индивидуальные особенности определяют специфику деятельности. Участники такого процесса могут вообще не общаться, используя средства связи;

совместно-творческий – тип, в котором наблюдается особая творческая активность каждого участника процесса взаимодействия, а именно: активность в плане повышения собственной профессиональной компетентности путем участия в коллективной деятельности. Участники такого взаимодействия получают возможность работать в совершенно разных профессиональных ролях и выполнять различные коллективные функции в зависимости от того, какая задача поставлена перед группой. Такие группы обычно характеризуются высокой гибкостью, изменчивостью состава и внутренней структуры в связи с изменчивостью поставленных задач и условий их выполнения.

Тип управления. Данный компонент корпоративной культуры описывает алгоритм принятия управленческих решений в организации и то, какими методами реализуются управленческие решения организации. Тип управления выполняет основополагающую роль в системе управления и способен улучшить или ухудшить коммуникационный процесс в организации. Одна из важнейших причин неудач российских предприятий, по мнению многих экспертов, заключается в неэффективном менеджменте, характеризующемся неадекватным типом управления.