Многостаночное обслуживание

Рис.1 Самые распространенные варианты расположения оборудования и маршруты движения работника при многостаночном обслуживании.

1 – линейное; 2 – смешанное; 3 – угловое; 4 – кольцевое; 5 – П-подобное.

В процессе циклического обслуживания станков, которые расположены по линии (первый вариант планирования на рис.1), работник-многостаночник по завершении цикла обслуживания всех станков делает поворотный переход к первому станку. В случае кольцевого размещения станков поворотные переходы отсутствуют. Таким образом, если станков больше трех и используется циклическое обслуживание, то целесообразно преимущество отдать кольцевым маршрутам. Во время обслуживания двух агрегатов следует располагать оборудование по третьему варианту планирования: в нем переходы работника от станка к станку отсутствуют. Если работник обслуживает три станка, удобнее всего располагать оборудование в виде буквы П, поскольку в этом случае переходы являются сами короткими. Классическим вариантом построения многостаночной работы является обслуживание станков-дублеров, когда длительность и структура операций на станках, которые обслуживаются, относительно постоянные.[1, с 115-117]

Если величины tс и t3 имеют значительные колебания, расчет норм обслуживания и численности должен осуществляться с учетом вероятностных закономерностей, что определяет необходимость использования специального математического аппарата – теории массового обслуживания.

После определения характеристик системы обслуживания оборудования (входящего потока длительности, дисциплин, доступности обслуживания, матрицы передач) методами теории массового обслуживания или в результате имитации работы системы на ЭВМ можно установить оптимальное соотношение между численностью рабочих и количеством станков.

Наиболее просто эта задача решается для обслуживания станков-автоматов рабочими, совмещающими функции операторов и наладчиков. Для этих систем имеются формулы, по которым можно рассчитать все характеристики, необходимые для выбора оптимальных норм обслуживания и численности. Состав этих характеристик определяется установленными ограничениями и критериями оптимальности.

Расчет оптимальных норм обслуживания и численности по формулам теории массового обслуживания весьма трудоемок и практически неосуществим в условиях большинства предприятий. В связи с этим разработаны таблицы и номограммы, с помощью которых оптимальные нормы обслуживания и численности определяются без сколько-нибудь существенных вычислений.

Особенности определения длительности операций в условиях многостаночной работы связаны с учетом времени перерывов в работе станков. Эти перерывы обусловлены проектной технологией и организацией труда, они могут повторяться с каждой единицей продукции, и поэтому для упрощения практических расчетов их включают в состав оперативного времени. Норму длительности в условиях оперативной работы целесообразно устанавливать по формуле:

Нд=,

Где q – количество деталей, которое должно быть изготовлено за время непрерывной автоматической работы ta; Кан - коэффициент использования оборудования по времени автоматической работы, необходимый для выполнения производственной программы; Кнп – коэффициент времени нормированных перерывов, т.е. перерывов на организационно-техническое обслуживание оборудования, подготовительно-заключительную работу, отдых и личные надобности.

Величина Кнп устанавливается из соотношения:

Кнп=,

где Тнп- среднее время нормированных перерывов в работе оборудования за смену. В составе Тнп учитываются только реальные перерывы. Например, если во время нормированного отдыха рабочих станки не выключаются (за счет взаимных подмен рабочих), то время на отдых в составе Тнп не учитывается. Оно учтено в коэффициенте Кнз при расчете оптимальных норм обслуживания и численности. Таким образом, величина Кнп должна устанавливаться на основе проектирования рационального для данного конкретного участка регламента обслуживания оборудования и режима труда и отдыха. Особенности оплаты труда многостаночников определяются прежде всего необходимостью учета степени их занятости в течение рабочей смены и установления соответствующих доплат к тарифным ставкам. Доплаты за уровень занятости являются одним из видов компенсаций за условия труда. Они устанавливаются в зависимости от соотношения между нормативной и проектной занятостью рабочего. Максимальный уровень доплат не должен превышать 30% тарифной ставки. Этот уровень соответствует равенству проектного и нормативного уровней занятости, т.е. доплаты повышаются по мере увеличения проектной занятости, но лишь до тех пор, пока у рабочего остается нормативное время на отдых в течение смены. [2,с 275-277]

Перейти на страницу: 1 2 3 4