Организационная структура корпорации

Под организационной структурой управления корпорации понимается устойчивая к кризисным ситуациям и прочим негативным проявлениям целостная совокупность внутренних и обособленных структурных подразделений, расположенных в иерархической последовательности, обусловленная миссией и стратегическими целями корпорации, с наличием вертикальных и горизонтальных взаимосвязей, установленных в соответствии с законодательными и внутренними корпоративными нормами, отличающаяся высоким уровнем динамизма и адаптированности к возможным изменениям внутренней и внешней среды функционирования корпорации.

В целях обеспечения стабильного положения корпорации, ее организационная структура управления должна максимально отвечать поставленным целям и быть в наибольшей степени приспособлена к условиям внешней среды. В этой связи мероприятия по оптимизации организационной структуры управления помимо таких этапов, как установка критериев оценки организационной структуры управления согласно выработанной антикризисной стратегии и анализ действующей организационной структуры управления должны включать в себя также анализ факторов внешней среды: анализ макроокружения, анализ непосредственного окружения.

При построении организационной структуры корпорации должны соблюдаться следующие основные принципы:

- организационная структура должна отражать корпоративные цели и задачи и соответствовать условиям внешней среды;

- оптимальное разделение труда по уровням иерархии;

- Общее собрание, наблюдательный совет, правление

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ГИПОТЕЗЫ И ПРИНЦИПЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Одни авторы понимают под корпоративным управлением совокупность внутренних управленческих процессов компании, другие ограничивают это понятие рамками функционирования совета директоров. Неудивительно, что значительное число публикаций в российской прессе обращается к теме корпоративного управления в контексте нарушения прав миноритарных акционеров (Приложение 2, ,Схема 3).

Наиболее удачным нам представляется определение, сформулированное одним из крупнейших американских институциональных инвесторов TIAACREF: «Корпоративное управление - это набор механизмов, используемых для поддержания адекватного баланса между правами акционеров и потребностями совета директоров и менеджмента в процессе управления компанией». Как правило, корпоративное управление подразумевает взаимодействие трех основных групп интересов - акционеров, совета директоров и топ–менеджеров.

Основная задача корпоративного управления - поддерживать баланс ответственности между этими группами интересов: совета директоров перед акционерами, менеджмента перед советом директоров, собственников крупных пакетов акций перед миноритариями, наконец, корпорации перед обществом.