Процесс организации инновационного менеджмента на предприятии
Организация инновационного менеджмента на предприятии представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями.
Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.
Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование.
Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.
Инновационный менеджмент имеет много общего со стратегическим менеджментом. Подтверждением сказанному может служить общность функций стратегического и инновационного менеджмента в процессе управления предприятием, систематизация которых осуществлена по основным классификационным признакам (см. табл. 1)[2].
Таблица 1 Общность функций стратегического и инновационного менеджмента в процессе принятия управленческих решений
| Классификационный признак | Стратегическое управление | Инновационный менеджмент | 
| 1. Время действия | Осуществляется на период от 3 до 5 лет. | Смена продуктового ассортимента должна осуществляться за период от 3 до 5 лет. | 
| 2. Тип целей | Направлено на выявление путей долгосрочного выживания. | Нацелено на разработку путей перспективного развития. | 
| 3. Основные функции | Включает: анализ, планирование, реализацию и контроль стратегической деятельности предприятия. | Включает: анализ, планирование, организацию и контроль инновационной деятельности предприятия. | 
| 4. Учет факторов | Основными факторами, учитывающимися при разработке стратегии являются: глобальные изменения во внешнем окружении, размещение ресурсов и стратегия НИОКР. | При принятии решений в отношении стратегии НИОКР необходимо рассмотреть такие стратегические факторы, как: глобальные изменения во внешней среде, размещение ресурсов и корпоративную стратегию. | 
| 5. Размещение ресурсов | Для реализации стратегии распределение ресурсов осуществляется на основе портфельного анализа. | Выделение ресурсов для осуществления стратегии выведения новых продуктов на рынок целесообразно проводить в рамках портфельного анализа. | 
| 6. Уровень управления | Разрабатывается высшим управленческим звеном. | Осуществляется на высшем уровне организации. | 
| 7. Система управления | Для большей эффективности необходимо создание группы стратегического развития. | Для большей результативности целесообразно организовать специализированное инновационно исследовательское подразделение. | 
| 8. Степень важности | Выработанная стратегия является основным ориентиром для всей организации. | Разработанная программа инноваций является одним из основных направлений общей стратегии предприятия, т.к. она определяет генеральное направление производственного развития. | 
| 9. Характер осуществления | Необходимо осуществлять постоянно. | Инновации целесообразно внедрять на постоянной основе. | 
Таким образом, на основе выделенных функций стратегического и инновационного менеджмента в процессе управления предприятием можно сделать вывод о том, что есть определенные предпосылки для интеграции двух типов управления.
Организация инновационного менеджмента связывает в единую систему указанные выше элементы процесса управления инновациями.
Процесс организации инновационного менеджмента на предприятии состоит из следующих взаимосвязанных этапов:
· Определение цели управления инновацией.
· Выбор стратегии менеджмента инновации.
· Определение приемов управления инновацией.
· Разработка программы управления инновацией.
· Организация работ по выполнению программы.
· Контроль за выполнением намеченной программы.
· Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией.
· Корректировка приемов менеджмента инновации.
Организация инновационного менеджмента закладывается уже при создании и реализации инновации, то есть в самом инновационном процессе. Инновационный процесс служит тем фундаментом прочности, от которого будет зависеть эффективность использования приемов инновационного менеджмента.