Организация исследования систем управления в компании

Совершенствование управления - необходимый элемент развития любой организации. Но совершенствовать управление можно по-разному - используя опыт (эмпирический подход) или решая наиболее острые проблемы, которые явно тормозят развитие (прагматический подход). Однако наибольший эффект может дать только научный подход, который подразумевает исследование объективных тенденций развития, анализ причин и факторов возникновения проблем, предвидение последствий их разрешения, распознавание "слабых сигналов" изменения обстановки, успехов и кризиса.

Исследование систем управления - главный фактор научного подхода к совершенствованию управления. Современными приемами и методами исследования в определенной мере должен владеть каждый менеджер. А для этого необходимо изучать эти методы.

Большое значение имеет и понимание специфики управления как объекта исследования, как особого вида деятельности, связанного с искусством влияния на людей, мотивацией эффективной деятельности, понимания системы ценностей и видением "тайных пружин" поведения человека.

Сложилось мнение, что "каждый менеджер в современных условиях до 30% рабочего времени должен уделять исследовательским работам". [7, с.134]

Поскольку менеджер в своей деятельности должен широко использовать исследовательский подход, ему необходимо знать и уметь применять принципы, методы и инструментарий исследования систем управления, организуя и проведя эти работы и используя их результаты. Применение исследовательского подхода в деятельности менеджера соответствует тенденциям мышления современного управленца и является потребностью современного периода развития экономики в условиях рыночных отношений и конкуренции.

При этом, как и всякое исследование, связанное с исследованием социальных систем, изучение систем управления должно проводиться с соблюдением определенных этических требований. С общефилософской точки зрения этика представляет собой учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле. Многие аспекты профессиональной деятельности исследователя систем управления требуют своеобразных "сделок" между теми или иными ценностями и зависят от конкретной исследовательской ситуации.

Этические проблемы, возникающие в ходе проведения исследования, это всегда дилеммы и конфликты. И хотя жестких правил немного, общепринятые принципы все же существуют, что делает возможным их теоретическое исследование и применение на практике.

Целью настоящей курсовой работы является комплексное исследование этических аспектов проведения исследований систем управления менеджерами исследовательского типа.

Данная цель достигается посредством решения следующих задач:

рассмотреть основные профессиональные и этические требования, предъявляемые к менеджерам исследовательского типа;

охарактеризовать роли, выполняемые менеджерами-исследователями;

исследовать этические проблемы проведения исследований систем управления;

проанализировать этические принципы поведения менеджеров при проведении исследования систем управления.

Объектом исследования являются управленческие отношения в организации.

Предмет исследования - этические аспекты проведения исследований систем управления.

Теоретической основой курсовой работы послужили труды таких авторов как: Т. Акимова, В.Г. Белов, И.О. Вагин, В. Волкова, В.В. Глущенко, В. Долятовский, Ю. Егоров, В.Я. Захаров, Т.Л. Короткова, А. Малин, В. Мухин, Н.Н. Маликова, В.М. Мишин, В.И. Мухин, Л. Ползунова, Э. Смирнов и др.

. Основные профессиональные и этические требования, предъявляемые к менеджерам исследовательского типа